?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


На российском круизном рынке лоукостер "Мостурфлота" наделал много шума и стал самым ярким событием этой навигации. И коль скоро в его первом рейсе на борту оказалась спецбригада сообщества mosblog, самое время рассказать о том, как вся эта история начиналась.



КРУИЗНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Это сейчас про речной лоукостер профессионалы говорят уважительно, а любители круизов - мечтательно. Начиналась же эта история почти что как триллер. Потому что последствия политического кризиса вокруг украинских событий поставили "Мостурфлот" в очень непростое положение. Поток клиентов из-за границы катастрофически упал. Так что специально перестроенным под интуристов двум "люксовым" теплоходам - "Александр Грин" и "Принцесса Виктория" нужно было найти новое применение. Их оперативно "перенастроили" на отечественных любителей круизов, соответственно расширив географию маршрутов. Именно этим и объясняется наличие на их борту таких приятных бонусов, как круглосуточный доступ к машинам для производства льда или "кофейным уголкам" с эспрессо, капучино или американо вполне пристойного качества.


Каюты люксовых теплоходов делали "под иностранцев". Но достались они нашим.

А вот с "Принцессой Анастасией" все было куда сложнее. Она предназначалась для целевого обслуживания гостей с Зеленого континента и должна была стать третьим по счету "люксовым" теплоходом "Мостурфлота". Но после катастрофы "Боинга" над Донецком, в которой в том числе погибли и граждане Австралии, этот контракт был разорван. А для теплохода, который под интуристов переоборудовать не успели, нужно было найти какую-то особую нишу на рынке. Так и родилась идея "речного лоукостера" - не в качестве стратегической концепции, а как тактический ход в крайне сложных условиях падения рынка.


Без грамотного управления круизный флот может быстро превратиться в груду металлолома

КАК ПРОДАВАТЬ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

В итоге же выиграли пассажиры. Потому что возможность самостоятельно "конструировать" путешествие, оплачивая только нужные опции, оказалась очень удобной и востребованной. К навигации 2016 года рынок начал выправляться и адаптироваться, а спрос на речные круизы значительно вырос. И не случайно именно "речной лоукостер" стал главным хитом продаж и самым заметным событием этого сезона.

Про сам этот термин тоже нужно поговорить отдельно. Потому что очевидные вроде бы аналогии с авиационными перевозками будут тут не во всем корректны. Дело в том, что цель авиапассажира проста и очевидна - перелет из точки "А" в точку "Б". И остальные особенности сервиса тут вторичны. С речными же круизами иначе. На борт теплохода поднимаются люди совсем не для того, чтобы добраться до Ярославля или Петербурга. И реализуя путевку в любой круиз, компания продает не транспортные услуги, а прежде всего сказку и романтику, а проще говоря - приключения. Которые измерить финансовыми параметрами затруднительно.


Радость от путешествия нельзя измерить пройденным расстоянием из пункта "А" в пункт "Б"

Речной лоукостер позволяет минимизировать себестоимость и делает стоимость круиза более доступной. Вот в этом посте коллега и соратник itditpspb просчитал разницу в стоимости лоукостера и теплохода класса "комфорт":

"Итого, получается примерная стоимость круиза с питанием и экскурсией около 3800р в сутки. Для сравнения я посмотрел цены на круизы теплоходов "Мостурфлота" "Образцов" и "Крылов" - получается около 5500-6000 в сутки - это все тоже с питанием и экскурсиями."

При этом речь идет о полном пакете питания, а как показала практика, далеко не все сочтут именно этот формат оптимальным и смогут дополнительно сэкономить. Впрочем, о питании на борту мы подробно поговорим в следующий раз.

Во флоте не бывает мелочей и снижение издержек достигалось подчас невидимыми обычному пассажиру способами. Например, времени на стоянках наша "Княжна Анастасия" проводила куда больше обычного круизного теплохода. А поскольку стоянка обходится компании куда дешевле переходов, то в общем графике недельного круиза это дало существенную экономию. Пассажиры же оказались болько в выигрыше, получив дополнительные впечатления от экскурсий и самостоятельных приключений на берегу.

А ВОТ НА ЧЕМ "МОСТУРФЛОТ" НЕ ЭКОНОМИТ

Описывая первый речной лоукостер, нужно рассказать и о тех опциях, на которых руководство компании решило не экономить. Мне показалось, что это было сделано не просто осознанно, но как бы даже и демонстративно. Ведь таким образом был обозначен общий уровень сервиса на любом борту "Мостурфлота", ниже которого компания не готова опускаться ни при каких условиях.

Прежде всего, это касается детей. Просторной игровой комнате (возможно - даже избыточно просторной по каким-нибудь сухим "расчетам эффективности") можно было найти иное применение. Например, оборудовать тут второй бар и с учетом расположения, он уж точно не пустовал бы. Но руководство решило иначе и маленькие пассажиры получили в полное распоряжение великолепное даже по любым "люксовским" раскладам помещение. (Об особенностях детского отдыха в круизе рекомендую прочитать у наших спутниц taxik и sarycheva_s). Особое внимание было уделено и детской анимации, о которой без восхищения говорить сложно и подробный рассказ о которой впереди.


Снятый детьми при помощи аниматоров фильм растрогал до слез экипаж и пассажиров

Никаких компромиссов не обнаружилось на борту лоукостера и во всем, что касалось чистоты. Каюты убирались ежедневно, все без исключния помещения драились до зеркального блеска. Как начали шутить пассажиры к концу путешествия, у Елены Летучей из программы "Ревизорро" случилась бы на "Принцессе Анастасии" настоящая истерика, поскольку придраться было бы не к чему.

А еще одна опция некоторым из нашей группы показалась даже излишней. Потому что несмотря на все нюансы, связанные с лоукостером, блюда в основном пакете питания неизменно и ежедневно предлагались на выбор - от вариантов горячего, до таких мелочей, как десерт или напиток.


Даже на завтраке нас обслуживали официанты, а предлагаемое меню казалось избыточным

За возможность протестировать первый речной лоукостер благодарю сообщество mosblog и компанию "Мостурфлот". А за отличную компанию - соратников и спутников podmoskva, lica_alica, taxik, itditpspb, angell_of_mine, sarycheva_s и тех, кто в силу малых лет или наличия личного блогера пока не обзавелся аккаунтом в "живом журнале".


Продолжение следует...
promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
itditpspb
Jun. 14th, 2016 02:27 pm (UTC)
Действительно, хоть эти все международные истории и не слишком приятны, в результате выиграли внутренние туристы. Думаю, вскоре на этот лоукостер обратит внимание и молодежь - традиционная лоукостерская аудитория.
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 05:25 pm (UTC)
На мой взгляд, сам термин "лоукостер" не вполне точен.
Это все равно, что называть лоукостером отель, который не предоставляет "олл инклюзив"
stabbut
Jun. 14th, 2016 05:30 pm (UTC)
Ну тут действительно снижена себестоимость, а как следствие - цена тура. Так что логика есть.
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 05:46 pm (UTC)
Я как раз судя по описанию, не могу понять, где она снижена. Разве что за счет отсутствия шведского стола, а также холодильников, телевизоров и интернета за деньги. А где еще?
itditpspb
Jun. 14th, 2016 06:54 pm (UTC)
а вы что подразумеваете под лоукостерами?
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 06:58 pm (UTC)
Согласно этимологии - то, что стоит максимально дешево - за счет того, что часть услуг отсутствует, а часть является платными.
К примеру, когда я летела Победой, то выяснила, что за право сидеть рядом с мужем придется доплатить...
Я придирчиво изучала отчеты блогеров, чтобы понять, чего они лишены на лоукостере по сравнению с обычным теплоходом.
Может быть, просветите?
itditpspb
Jun. 14th, 2016 07:02 pm (UTC)
ну да, на Княжне Анастасии можно отказаться от питания, экскурсий, интернета, телевизора, холодильника - либо заплатить за них. На обычных теплоходах это как правило всё включено в стоимость круиза. Платить за то, чтобы оказаться с супругом в одной каюте пока не предлагается, но вы лучше не продвигайте эту идею)))
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 07:04 pm (UTC)
Именно! Точно так же, как в отелях бывает оллинклюзив, завтрак, полупансион и трехразовое питание. Но никто не называет отель, где можно взять только завтрак или даже от него отказаться, лоукостером :))
stabbut
Jun. 14th, 2016 07:20 pm (UTC)
Гостиничный бизнес несколько иной все-таки:)) И если для отеля проживание без питания - норма, то для круиза - новшество этого сезона.

Насколько я понимаю, себестоимость снизили по всем возможным пунктам:

Из очевидного:
- Сократили анимацию до минимума и сделали ее максимально экономичной. Но это не касается детского сектора, как уже говорилось;
- Сделали питание чуть более экономичным, но лично мне показалось - что недостаточно:))
- Все услуги медпункта сделали платными, за исключением оказания срочной помощи (про медицину будет отдельный пост).
- Оптимизировали экскурсии, максимум из них переведя в платный сегмент.
- Минимизировали обстановку в каютах (про холодильники и телевизоры уже писали)

Из неочевидного:
- Переформатировали график круиза, в котором теперь больший процент времени приходится на стоянки. Соответственно, затраты на топливо меньше.
- Подозреваю, что уменьшили персонал, но это не более, чем мои домыслы.
- Применили всевозможные речные хитрости - например, в Ярославле теплоход не стоял у причала во время экскурсий, а отошел на рейд и заправлялся/обслуживался. Это дешевле чем в Москве и не очень удобно для туристов, но снижает себестоимость.


moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 07:23 pm (UTC)
Спасибо!
Теперь я верю, что это действительно лоукостер :))
stabbut
Jun. 14th, 2016 07:27 pm (UTC)
Читайте следующие посты и мы вместе выведем всех на чистую воду:))
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 07:41 pm (UTC)
Я только за такой формат. Честно говоря, оллинклюзивный сервис показался несколько избыточным
stabbut
Jun. 14th, 2016 05:31 pm (UTC)
Как минимум, история с лоукостером позволит расширить аудиторию - и да, в том числе за счет молодежи.
moscow_i_ya
Jun. 14th, 2016 05:24 pm (UTC)
Вот я за такое "импортозамещение наоборот": когда россияне стали ездить на теплоходах, которые изначально оборудовались под иностранцев.
Я помню, как мы ходили смотреть Грина в районе первого его рейса и думали, что нам на такой не попасть.
Теперь это всего лишь вопрос денег - немаленьких, но и не таких уж неподъемных.
stabbut
Jun. 14th, 2016 05:31 pm (UTC)
Согласен. Интересно, что будет дальше - иностранцы понемногу возвращаются на наши круизы...
podmoskva
Jun. 14th, 2016 08:40 pm (UTC)
Паша, очень грамотно все по пунктикам разложил и даже moscow_i_ya смог таки убедить.
shpy
Jun. 29th, 2016 10:24 pm (UTC)
"времени на стоянках наша "Княжна Анастасия" проводила куда больше обычного круизного теплохода" - для меня это только существенный плюс. Обычно теплоходы очень мало (так кажется) стоят в городах, хочется больше погулять. А то с экскурсии бегом надо бежать, чтоб успеть... свободного времени иногда нет совсем.
( 17 comments — Leave a comment )