?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Когда это произошло, ей только исполнилось 34 года. Анюту начали убивать прямо на сцене Большого театра. К этому моменту она была мировой знаменитостью, покорившей известнейшие сцены мира, лауреатом конкурсов и премий. Все это происходило прямо во время спектакля в центре Москвы, на глазах сотен свидетелей, но ни один не смог ничего поделать.

"Анюта" - уникальный балет, придуманный и поставленный в 1982 году для советского телевидения талантливым сценаристом и  режиссером Александром Белинским по мотивам рассказа Чехова «Анна на шее». Автором музыки стал ленинградец Валерий Гаврилин. Искусствоведы любят повторять, что это первый в истории случай переноса хореографического произведения с экрана на сцену, а не наоборот.


"Анюта" родилась в исполнении гениальных артистов

"Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина".
Из воспоминаний Екатерины Максимовой


Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену.
Премьера прошла 21 января в Неаполе, а ровно через четыре месяца «Анюту» показали в Большом. Разумеется, успех этого балета можно объяснить вполне рационально. Это и звездные первые исполнители, невероятная музыка, компактность спектакля и простота адаптации заглавной партии для любой балерины…  Но было в «Анюте» и нечто иное, не объяснимое сухими доводами и аргументами. Это "что-то" в полной мере почувствовали гениальные Владимир Васильев и Екатерина Максимова.

Может показаться невероятным, но к балетному чуду под названием «Анюта» оказалось возможным отнестись с безответственной халатностью и произошло это на той самой легендарной сцене.
В этом году спектакль отмечает тридцатилетие со дня постановки в Большом театре. Это один из немногих спектаклей, которые не только любят смотреть зрители, но и танцевать артисты. Казалось, что он обречен на долгую и счастливую сценическую жизнь. Но не тут то было…

Очень обидно что спектакль идет крайне  редко. А если быть совсем честным, то постановка просто умирает. Точнее - ее убивают.

Одним из счастливых знакомств, подаренных мне школой, был одноклассник Гоша - человек "не от мира сего", влюбленный в балет и Большой театр. Над ним подшучивали, но уважали его даже отпетые хулиганы. В первую очередь - за преданность мечте. Так получилось, что первым балетным спектаклем, увиденым им "в живую", оказалась именно "Анюта". Когда сегодня мы встретились по его отчаянной просьбе, на Гоше не было лица и у него буквально тряслись руки. Этот текст я пишу с его слов и повторюсь, что более преданного (и преданного бекорыстно!) балету человека не встречал.

Ни для кого не секрет, что по прошествии времени спектакли "затанцовываются", "забалтываются", и для возвращения первозданного вида необходимы репетиции. Как выяснил потрясенный увиденным Гоша, для "Анюты" в театре катастрофически не хватает времени. Просто потому, что она не считается спектаклем классического репертуара (хотя и не уступает по сложности), и  к ней можно относиться наплевательски.


Искушенному зрителю обидно видеть отношение к спектаклю молодых артистов. Складывается впечатление, что они считают нормальным приходить на репетицию не зная текста (движений и их порядка). И особый, крайне тяжелый, разговор о солистах, которые в силу непонятных причин просто меняют хореографию, видимо не справляясь с постановкой.

Хочется отметить, что в далеком уже 1986-м году, когда состоялась премьера в Большом,  исполнительнице роли Анюты,  восхитительной Екатерине Максимовой, было 47 лет. Сегодняшним исполнителям гораздо меньше.



Да, второй такой балерины и "Анюты", как Екатерина Максимова, нет и не будет. Но если ты взялся за главную партию, исполняй ее на высоком профессиональном уровне. Но нынешние балерины порой даже на фоне не очень хорошего кордебалета выглядят не лучшим образом. Спектакль в целом исполнен грязно, неровно, такое ощущение что половина артистов кордебалета не знают порядка и танцуют "с листа". А ведь "Анюта" имеет специфическую пластику, и если она теряется, то исчезают индивидуальность и шарм всего спектакля. Не говоря уже о синхронности исполнения и чистоте рисунка. В общем, многих из тех кто видел этот спектакль раньше, ожидает разочарование.

Можно сослаться на то, что публика меняется и Гоша со своей пожилой мамой - одни из тех немногих, кто помнят, каким он должен быть.  Но ведь есть артисты, которые танцевали этот спектакль хотя бы 5-10 лет назад. Им тоже есть с чем сравнивать. И, по словам моего друга, тоже больно и обидно.

Раньше Большой театр не позволял себе такого. И удивительную по красоте , музыкальности, хореографической пластике, гениальную, невроятную и волшебную "Анюту" сегодня буквально убивают полным равнодушием, халатностью и небрежением.

Фотографии с сайта: http://lbolshoi.narod.ru

promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
silver_slider
Jul. 4th, 2016 08:18 pm (UTC)
Очень грустная история... Интересно, за что так со спектаклем?
stabbut
Jul. 4th, 2016 08:24 pm (UTC)
Думаю, что тут и умысла особого нет - просто так живут, не напрягаясь.
jeteraconte
Jul. 4th, 2016 11:23 pm (UTC)
Вы сравните выступления в парижского, английского национального и российского балета. Будете горько разочарованы соотечественниками. О костюмах и декорациях я вообще молчу...
atlanta_s
Jul. 5th, 2016 06:25 am (UTC)
Нельзя так пугать людей. Сразу мысли, чего это я такое пропустила в родном театре. Ну а сели серьезно, то все это правдо грустно и очень обидно. Про солистов это видимо про спекиакль 3-го вечером. Я его не видела.

Edited at 2016-07-05 08:10 am (UTC)
annastorm
Jul. 5th, 2016 07:23 pm (UTC)
Да уж, обидно)
( 5 comments — Leave a comment )