?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Несколько лет назад известный английский журналист и эксперт по развитию туризма Джон Белл выступал в "Президент-отеле" перед представителями отечественной туриндустрии. И когда ему задали вопрос о том, какое качество он считает самым важным для туроператора, искренне задумался. Уточнил, каким именно видом туризма занимается автор вопроса. А узнав, что речными круизами, весомо заметил: "в вашем случае - интеллект".
За то, что компания Мостурфлот пригласила участников сообщества mosblog в Музей канала имени Москвы, ей нужно высказать особую благодарность. А кроме того, лично для меня это стало несомненным признаком того самого интеллекта, которое так высоко оценил британский эксперт.

Музей находится в поселке Деденёво, ближайшим ориентиром является станция "Турист" Савеловской железной дороги. За его посещение принципиально не берут денег. Он был создан совсем недавно, - в 2007 году. Не для заработка, а чтобы помнили. Галина Александровна Герке - бессменный директор, хранитель и экскурсовод, много лет назад пришла работать на канал, когда ей исполнилось восемнадцать лет. У этой женщины могут поучиться жизненной мудрости как те, кто предлагает канонизировать Сталина, так и считающие его абсолютным исчадием зла. Она просто рассказывает о том, каким невероятным достижением было строительство канала, без которого современная Москва была бы немыслима . А потом объясняет, какой страшной была цена этой победы. И слишком уважает своих слушателей, чтобы навязывать им собственные оценки.



В центре главного зала стоит деревянный макет символа канала - каравеллы. Он сделан осужденными одной из исправительных колоний и в этом подарке есть понятная символика. Канал имени Москвы создавался заключенными специально для этого созданного Дмитлага. На первое января 1936 года их было 193 тысячи человек.


Перековка каналармейцев
При строительстве Канала Москва-Волга (а в те годы он назывался именно так) использовался полученный на законченном ранее "Беломорканале" опыт. Не только инженерный, но и социальный. Именно тут возникло понятие "перековка", в ходе которой "антисоциальные и антисоветские элементы" должны были становиться сознательными гражданами страны Советов. Одним из авторов этой концепции и главным ее претворителем в жизнь был начальник Дмитлага, старший майор госбезопасности Семен Фирин. Вот на этой иллюстрации он между начальником ОГПУ Генрихом Ягодой и Максимом Горьким.


Заключенных Дмитлага называли на военный лад - каналармейцами. Кроме строительства нового водного пути они реконструировали стадион "Динамо", прокладывали шоссе Москва-Минск, строили Ковровский тракторный завод и жилые дома в столице. Основные объемы работы проводились в ручную, при помощи самых примитивных орудий труда.



Жестокий "батя"
Про Семена Фирина зеки слагали легенды. По одной из них, он сбежал из далекой заграничной тюрьмы и пешком добрался на Родину. А вот активная творческая жизнь в Дмитлаге была не легендой, а реальностью. Тут издавались газеты и журналы, работали театры и музыкальные коллективы. У Шкловского есть поразительный рассказ, посвященный Дмитлагу, в котором молодой поэт написал стихотворение для того, чтобы его отметили и перевели на другую работу, откуда он намеревался бежать. Однако внимание и компетентность, с которым окружающие отнеслись к его творчеству, заставило его отказаться от побега и остаться в лагере. И в таком повороте сюжета была своя правда.

Фирин был безжалостным и жестоким. Солженицын (правда, его не отнесешь к серьезным исследователям) утверждал, что на его совести не меньше 30 тысяч погибших зеков. И в то же время, он обладал высоким авторитетом как среди рецидивистов-уголовников, так и у осужденных по политическим статьям. Документы подтверждают: в арестантской среде его называли "батей", а некоторые уголовники (беспрецедентный случай!) даже делали посвященные начальнику лагеря татуировки - например, рецидивист Малкин наколол на руке надпись "Семен".



Соратник Штирлица
Жизнь старшего майора госбезопасности, начальника Дмитлага и по совместительству - заместителя наккома ОГПУ Семена Фирина достойна отдельного биографического романа. Он родился в Вильно, где закончил всего два класса начальной школы. Работал обувщиком, был призван в армию во время Первой мировой войны. В гражданскую сделал головокружительную карьеру, дослужившись из простого партизана до уполномоченного РВС Западного фронта. С 1922-го по 1930-й год был сотрудником военной разведки, выучив шесть иностранных языков. Работал в резидентурах в Греции, Болгарии, Югославии. В Турции отвечал за снабжение оружием и экстремистсой литературой кочевых племен и курдов. Одним словом - был соратником Максима Исаева-Штирлица. Даже арестантская легенда о побеге из тюрьмы оказалась правдой - он действительно был за границей (по некоторым данным - в Финляндии) арестован за "подрывную деятельность"  и в самом деле бежал из тюрьмы, нелегально добравшись до СССР.



"Там же везде могилки"
О неординарности фигуры Семена Фирина говорит история с рецидивистом Степаном Дудником, который отбывал наказание на строительстве Беломорканала. При помощи Фирина и Максима Горького он окончил институт и стал известным художником. Но повторение этого опыта в Дмитлаге оказалось неудачным - руководитель специально созданной лагерной Центральной художественной мастерской Глеб Кун был не уголовником, а политическим. А тут и 1937 год вступил в свои права.

17 апреля 1937 года канал Москва-Волга имени Сталина был заполнен водой на всем протяжении, гигантская стройка успешно завершилась. А уже 28 апреля Фирин был арестован и в августе - расстрелян. По лагерю прошла волна арестов как среди сотрудиков ОГПУ, так и среди арестантов. Среди прочих, расстреляли всех уголовников, набивавших в честь Фирина наколки. Арестовали и расстреляли жену Фирина и почти всех опекаемых им поэтов и музыкантов.

По окончании строительства Дмитлаг расформировали. До Семена Фирина этим спецобъектом руководили последовательно А.В. Сорокин (застрелился), В.Т. Радецкий (расстрелян), З.Б. Кацнельсон (расстрелян). Точное количество погибших заключенных неизвестно.

В те годы, когда создавали канал, моя бабушка Евдокия Ивановна жила неподалеку. И до конца жизни проходя по его берегу, никогда не сворачивала с проложенной дорожки в сторону. А объясняла это так: "там могилки везде, их же прямо тут и хоронили".

P.S. Выбрал для рассказа я не самую простую тему в том числе и потому, что об этом замечательном музее подробно и обстоятельно уже рассказали соратники по поездке. Категорически рекомендуется к прочтению:

Музей истории и современности канала имени Москвы

Музей канала имени Москвы

Музей канала имени Москвы -2

Музей канала имени Москвы - 3

Канал и его музей

Вмерзшие в лед гиганты и музей канала имени Москвы

Музей канала имени Москвы - 4

Музей канала имени Москвы - 5

Музей канала имени Москвы - 6

Музей канала Москва-Волга

Искренняя благодарность сообществу mosblog, компании Мостурфлот и лично Владу Хасикову.
promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lica_alica
Mar. 3rd, 2016 10:19 pm (UTC)
Очень сильно рассказали. И это не комплимент, так и есть.
stabbut
Mar. 4th, 2016 02:22 am (UTC)
Спасибо, но тут уж тема такая - личная. Я ж тоже на канале вырос.
( 2 comments — Leave a comment )