stabbut (stabbut) wrote,
stabbut
stabbut

Categories:

Музей тюремного искусства, блогерская экспертиза

Про недавнее участие группы блогеров в круизе написано уже немало. Но вот этот пост получается несколько обособленным от основного массива "отчетных" текстов и его я даже не буду включать в их число. Так уж получилось, что первым же посещенным нашей компанией в Угличе музеем оказалась экспозиция, посвященная тюремному искусству. Я прочитал о нем у камрада volk`а еще прошлым летом. А тут и случай для посещения подвернулся удачный.



Считается, что это первое частное заведение такого рода, хотя "лагерная" тема давно вошла в экспозиции и куда более масштабных музеев. Например, в расположенном тут же - в Угличе, музее Гидроэнергетики. Понятно, что речь там идет о сталинских временах и особых морально-нравственных проблем демонстрация таких экспонатов перед музеологами не ставит.
А вот с подачей в подобном контексте современной "тюремно-лагерной" фактуры все куда сложнее. Слишком уж велик соблазн выставить обитателей учреждений ФСИН на манер питомцев зоопарка. Этакими "зверями в клетке" и если нет возможности увидать их самих, то извольте полюбопытствовать - вот рассказывающие о них экспонаты. Главное - билеты приобретайте в кассе.

Вторая же потенциальная опасность, подстерегающая организаторов подобных музеев - сползание при иллюстрации арестантского быта к развесистой клюкве. Впрочем, как это было видно и на отчетном примере, "пипл хавает".


Хлебный мякиш для поделок давно уже не "жуется всей камерой", при их изготовлении применяется куда более продвинутая технология. О чем наша группа продвинутых блогеров не преминула рассказать пребывавшей по этому поводу в некоторых иллюзиях сотруднице музея.

Экспозиция состоит из двух небольших комнат. В первой собраны по ранжиру разнообразные арестантские поделки, во второй оборудована как бы тюремная камера с двумя восковыми персонажами, по замыслу создателей, представляющие собой осужденных на пожизненные сроки. При наличии организованной группы посетителей администратор музея охотно проводит экскурсию, периодически вставляя в речь звонкие словечки из (как ей кажется) настоящей арестантской фени.

Подбор экспонатов очевидным образом проводился при помощи сотрудников регионального УФСИН и они условно делятся на две части - предметы искуства и предметы быта. К первой части относятся картины, резьба по дереву, иконы, четки, миниатюры и прочие поделки. Ко второй - заточки, "бульбуляторы" и даже самогонный аппарат, которым тут явно гордятся.


Страшные на вид заточки в действительности делаются почти исключительно в хозяйственных целях.

Экспонаты вполне аутентичные. Но явной проблемой является непонимание принципиальной разницы между бытом лагерным и тюремным, а ведь это два совершенно разных мира и представляющие эти миры предметы не могут ни находиться, ни восприниматься в едином ряду. Не обошлось и без "клюквы", в частности - рассказов о том, что "заточки зеками делаются для самообороны", а постоянные драки между арестантами приводят к повышенному спросу на самодельные зубные протезы. Впрочем, особого негодования тут быть не может, поскольку сотрудница музея никакого отношения к системе ФСИН не имеет. А иначе не утверждала бы, к примеру, что в наше время выходящим на свободу зекам выдают паспорта, а не "волчий билет".

Но самое ценное в этом музее - макет тюремной камеры "в натуральную величину". Если закрыть глаза на некоторые мелкие несоответствия, то он действительно соответствует оригиналу. Познания сотрудницы музея тут совсем дали сбой. Так что в этой части экспозиции мы были в большей степени предоставлены сами себе. Те, кто с подобной реальностью столкнулся впервые, узнали о том, что верхняя часть шконки называется "пальма", о том, что такое "шнифт" (глазок в двери), что означает понятие "сидеть на шнифтах" (дежурить у двери, следя за обстановкой на продоле) и почему при открывании "тормозов" (так называется дверь в камеру) арестанты, как правило, встают на входе в "хату", создавая максимально плотную толпу.


Роба арестантов не соответствует реалиям и сейчас у сидящих пожизненное выглядит она совсем иначе. Да и камера в действительности является чем-то средним между пересылкой и штрафным изолятором, но атмосфера передана в целом весьма достоверно.

Более сложные науки - например, как "заморозить тормоза" (при помощи подручного предмета - например, - костяшки домино или шахматной фигуры, заблокировать открывание замка в двери камеры) мы изучать не стали. Зато прямо тут провели сразу два квеста - как послать записку в соседнюю камеру и куда ловчее спрятать мобильный телефон.

А два обитателя "хаты", выполненные в натуральную величину из воска, смотрели на происходящее вполне равнодушно. Словно нас тут и не было.


Сотрудники музея и сами понимают, что в ботинках изображаемый восковой фигурой "вор в законе" на шконарь не залезет. Но ноги сделать ему не смогли, так что пришлось пойти на сознательное нарушение условностей.

Вместо послесловия...

Несмотря на некоторые нелепости экспозиции и экскурсионного сопровождения, музей я бы к посещению рекомендовал. В первую очередь, потому что при всех его недостатках тут отсутствует ощущение "кунтскамеры", иначе говоря - демонстрации "жизни нелюдей" для "любопытствующих господ". А это дорогого стоит.
Subscribe
promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments