stabbut (stabbut) wrote,
stabbut
stabbut

Categories:

Повесть о речном лоукостере. Глава первая - откуда он вообще взялся


На российском круизном рынке лоукостер "Мостурфлота" наделал много шума и стал самым ярким событием этой навигации. И коль скоро в его первом рейсе на борту оказалась спецбригада сообщества mosblog, самое время рассказать о том, как вся эта история начиналась.



КРУИЗНОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Это сейчас про речной лоукостер профессионалы говорят уважительно, а любители круизов - мечтательно. Начиналась же эта история почти что как триллер. Потому что последствия политического кризиса вокруг украинских событий поставили "Мостурфлот" в очень непростое положение. Поток клиентов из-за границы катастрофически упал. Так что специально перестроенным под интуристов двум "люксовым" теплоходам - "Александр Грин" и "Принцесса Виктория" нужно было найти новое применение. Их оперативно "перенастроили" на отечественных любителей круизов, соответственно расширив географию маршрутов. Именно этим и объясняется наличие на их борту таких приятных бонусов, как круглосуточный доступ к машинам для производства льда или "кофейным уголкам" с эспрессо, капучино или американо вполне пристойного качества.


Каюты люксовых теплоходов делали "под иностранцев". Но достались они нашим.

А вот с "Принцессой Анастасией" все было куда сложнее. Она предназначалась для целевого обслуживания гостей с Зеленого континента и должна была стать третьим по счету "люксовым" теплоходом "Мостурфлота". Но после катастрофы "Боинга" над Донецком, в которой в том числе погибли и граждане Австралии, этот контракт был разорван. А для теплохода, который под интуристов переоборудовать не успели, нужно было найти какую-то особую нишу на рынке. Так и родилась идея "речного лоукостера" - не в качестве стратегической концепции, а как тактический ход в крайне сложных условиях падения рынка.


Без грамотного управления круизный флот может быстро превратиться в груду металлолома

КАК ПРОДАВАТЬ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

В итоге же выиграли пассажиры. Потому что возможность самостоятельно "конструировать" путешествие, оплачивая только нужные опции, оказалась очень удобной и востребованной. К навигации 2016 года рынок начал выправляться и адаптироваться, а спрос на речные круизы значительно вырос. И не случайно именно "речной лоукостер" стал главным хитом продаж и самым заметным событием этого сезона.

Про сам этот термин тоже нужно поговорить отдельно. Потому что очевидные вроде бы аналогии с авиационными перевозками будут тут не во всем корректны. Дело в том, что цель авиапассажира проста и очевидна - перелет из точки "А" в точку "Б". И остальные особенности сервиса тут вторичны. С речными же круизами иначе. На борт теплохода поднимаются люди совсем не для того, чтобы добраться до Ярославля или Петербурга. И реализуя путевку в любой круиз, компания продает не транспортные услуги, а прежде всего сказку и романтику, а проще говоря - приключения. Которые измерить финансовыми параметрами затруднительно.


Радость от путешествия нельзя измерить пройденным расстоянием из пункта "А" в пункт "Б"

Речной лоукостер позволяет минимизировать себестоимость и делает стоимость круиза более доступной. Вот в этом посте коллега и соратник itditpspb просчитал разницу в стоимости лоукостера и теплохода класса "комфорт":

"Итого, получается примерная стоимость круиза с питанием и экскурсией около 3800р в сутки. Для сравнения я посмотрел цены на круизы теплоходов "Мостурфлота" "Образцов" и "Крылов" - получается около 5500-6000 в сутки - это все тоже с питанием и экскурсиями."

При этом речь идет о полном пакете питания, а как показала практика, далеко не все сочтут именно этот формат оптимальным и смогут дополнительно сэкономить. Впрочем, о питании на борту мы подробно поговорим в следующий раз.

Во флоте не бывает мелочей и снижение издержек достигалось подчас невидимыми обычному пассажиру способами. Например, времени на стоянках наша "Княжна Анастасия" проводила куда больше обычного круизного теплохода. А поскольку стоянка обходится компании куда дешевле переходов, то в общем графике недельного круиза это дало существенную экономию. Пассажиры же оказались болько в выигрыше, получив дополнительные впечатления от экскурсий и самостоятельных приключений на берегу.

А ВОТ НА ЧЕМ "МОСТУРФЛОТ" НЕ ЭКОНОМИТ

Описывая первый речной лоукостер, нужно рассказать и о тех опциях, на которых руководство компании решило не экономить. Мне показалось, что это было сделано не просто осознанно, но как бы даже и демонстративно. Ведь таким образом был обозначен общий уровень сервиса на любом борту "Мостурфлота", ниже которого компания не готова опускаться ни при каких условиях.

Прежде всего, это касается детей. Просторной игровой комнате (возможно - даже избыточно просторной по каким-нибудь сухим "расчетам эффективности") можно было найти иное применение. Например, оборудовать тут второй бар и с учетом расположения, он уж точно не пустовал бы. Но руководство решило иначе и маленькие пассажиры получили в полное распоряжение великолепное даже по любым "люксовским" раскладам помещение. (Об особенностях детского отдыха в круизе рекомендую прочитать у наших спутниц taxik и sarycheva_s). Особое внимание было уделено и детской анимации, о которой без восхищения говорить сложно и подробный рассказ о которой впереди.


Снятый детьми при помощи аниматоров фильм растрогал до слез экипаж и пассажиров

Никаких компромиссов не обнаружилось на борту лоукостера и во всем, что касалось чистоты. Каюты убирались ежедневно, все без исключния помещения драились до зеркального блеска. Как начали шутить пассажиры к концу путешествия, у Елены Летучей из программы "Ревизорро" случилась бы на "Принцессе Анастасии" настоящая истерика, поскольку придраться было бы не к чему.

А еще одна опция некоторым из нашей группы показалась даже излишней. Потому что несмотря на все нюансы, связанные с лоукостером, блюда в основном пакете питания неизменно и ежедневно предлагались на выбор - от вариантов горячего, до таких мелочей, как десерт или напиток.


Даже на завтраке нас обслуживали официанты, а предлагаемое меню казалось избыточным

За возможность протестировать первый речной лоукостер благодарю сообщество mosblog и компанию "Мостурфлот". А за отличную компанию - соратников и спутников podmoskva, lica_alica, taxik, itditpspb, angell_of_mine, sarycheva_s и тех, кто в силу малых лет или наличия личного блогера пока не обзавелся аккаунтом в "живом журнале".


Продолжение следует...
Tags: Княжна Анастасия, Мостурфлот
Subscribe
promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments