stabbut (stabbut) wrote,
stabbut
stabbut

Category:

УБИЙСТВО В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ



Когда это произошло, ей только исполнилось 34 года. Анюту начали убивать прямо на сцене Большого театра. К этому моменту она была мировой знаменитостью, покорившей известнейшие сцены мира, лауреатом конкурсов и премий. Все это происходило прямо во время спектакля в центре Москвы, на глазах сотен свидетелей, но ни один не смог ничего поделать.

"Анюта" - уникальный балет, придуманный и поставленный в 1982 году для советского телевидения талантливым сценаристом и  режиссером Александром Белинским по мотивам рассказа Чехова «Анна на шее». Автором музыки стал ленинградец Валерий Гаврилин. Искусствоведы любят повторять, что это первый в истории случай переноса хореографического произведения с экрана на сцену, а не наоборот.


"Анюта" родилась в исполнении гениальных артистов

"Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина".
Из воспоминаний Екатерины Максимовой


Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену.
Премьера прошла 21 января в Неаполе, а ровно через четыре месяца «Анюту» показали в Большом. Разумеется, успех этого балета можно объяснить вполне рационально. Это и звездные первые исполнители, невероятная музыка, компактность спектакля и простота адаптации заглавной партии для любой балерины…  Но было в «Анюте» и нечто иное, не объяснимое сухими доводами и аргументами. Это "что-то" в полной мере почувствовали гениальные Владимир Васильев и Екатерина Максимова.

Может показаться невероятным, но к балетному чуду под названием «Анюта» оказалось возможным отнестись с безответственной халатностью и произошло это на той самой легендарной сцене.
В этом году спектакль отмечает тридцатилетие со дня постановки в Большом театре. Это один из немногих спектаклей, которые не только любят смотреть зрители, но и танцевать артисты. Казалось, что он обречен на долгую и счастливую сценическую жизнь. Но не тут то было…

Очень обидно что спектакль идет крайне  редко. А если быть совсем честным, то постановка просто умирает. Точнее - ее убивают.

Одним из счастливых знакомств, подаренных мне школой, был одноклассник Гоша - человек "не от мира сего", влюбленный в балет и Большой театр. Над ним подшучивали, но уважали его даже отпетые хулиганы. В первую очередь - за преданность мечте. Так получилось, что первым балетным спектаклем, увиденым им "в живую", оказалась именно "Анюта". Когда сегодня мы встретились по его отчаянной просьбе, на Гоше не было лица и у него буквально тряслись руки. Этот текст я пишу с его слов и повторюсь, что более преданного (и преданного бекорыстно!) балету человека не встречал.

Ни для кого не секрет, что по прошествии времени спектакли "затанцовываются", "забалтываются", и для возвращения первозданного вида необходимы репетиции. Как выяснил потрясенный увиденным Гоша, для "Анюты" в театре катастрофически не хватает времени. Просто потому, что она не считается спектаклем классического репертуара (хотя и не уступает по сложности), и  к ней можно относиться наплевательски.


Искушенному зрителю обидно видеть отношение к спектаклю молодых артистов. Складывается впечатление, что они считают нормальным приходить на репетицию не зная текста (движений и их порядка). И особый, крайне тяжелый, разговор о солистах, которые в силу непонятных причин просто меняют хореографию, видимо не справляясь с постановкой.

Хочется отметить, что в далеком уже 1986-м году, когда состоялась премьера в Большом,  исполнительнице роли Анюты,  восхитительной Екатерине Максимовой, было 47 лет. Сегодняшним исполнителям гораздо меньше.



Да, второй такой балерины и "Анюты", как Екатерина Максимова, нет и не будет. Но если ты взялся за главную партию, исполняй ее на высоком профессиональном уровне. Но нынешние балерины порой даже на фоне не очень хорошего кордебалета выглядят не лучшим образом. Спектакль в целом исполнен грязно, неровно, такое ощущение что половина артистов кордебалета не знают порядка и танцуют "с листа". А ведь "Анюта" имеет специфическую пластику, и если она теряется, то исчезают индивидуальность и шарм всего спектакля. Не говоря уже о синхронности исполнения и чистоте рисунка. В общем, многих из тех кто видел этот спектакль раньше, ожидает разочарование.

Можно сослаться на то, что публика меняется и Гоша со своей пожилой мамой - одни из тех немногих, кто помнят, каким он должен быть.  Но ведь есть артисты, которые танцевали этот спектакль хотя бы 5-10 лет назад. Им тоже есть с чем сравнивать. И, по словам моего друга, тоже больно и обидно.

Раньше Большой театр не позволял себе такого. И удивительную по красоте , музыкальности, хореографической пластике, гениальную, невроятную и волшебную "Анюту" сегодня буквально убивают полным равнодушием, халатностью и небрежением.

Фотографии с сайта: http://lbolshoi.narod.ru

Tags: Большой театр
Subscribe
promo stabbut february 24, 2016 19:28 8
Buy for 50 tokens
Узнав, куда я собираюсь ранним воскресным утром, дети понимающе закивали головами. Признали, что это круто и выразили легкое сожаление, что не могут составить компанию. А старшая еще и оперативно откопала в сети цитату из Мандельштама: Зимуют пароходы, на припеке Зажглось каюты толстое стекло.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments